"Школа развития" на базе 40 школы г. Бийска
"Воспитание-великое дело: им решается участь человека", В.Г. Белинский
"Школа развития" открывает свои двери для детей 1-3 классов, а так же детей 6 лет (дошкольников)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Школы развития
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа «Школы развития».
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат «Школы развития» идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
В современных условиях работы основной целью «Школы развития» является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Цели и задачи на учебный год
Цель воспитательной работы:
Воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие.
Основные задачи воспитательной деятельности в 1-2 классе:
- Создать условия для успешной адаптации детей к школьным
условиям, снижению школьной тревожности. - Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
- Создать условия для развития нравственных качеств личности через взаимодействие семьи и школы.
- Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.
- Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Основные направления деятельности «Школы развития»:
- физкультурно-оздоровительная работа;
- нравственное и правовое воспитание;
- гражданское и патриотическое воспитание;
- эстетическое и экологическое воспитание;
- культурно-просветительская работа;
- развитие национально-культурных традиций;
- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и культуры;
Трудовая деятельность
Целью трудовой деятельности является формирование положительного отношения к труду, желания трудиться, убеждения в том, что трудиться необходимо. Осуществляется через организацию работы мастерской добрых дел, трудовой десант, День добрых дел, дежурство по классу, сохранность учебников и школьной мебели, ремонт книг.
Участвуя в самообслуживании, общественно-полезном труде, изготовлении игрушек, поделок, дети формируются как труженики, умеющие заботиться об окружающих людях, природе, школе, своем коллективе.
Художественно-эстетическая деятельность
Направлена на воспитание у школьников отношения к прекрасному. Занятия музыкой, танцами, рисованием, лепкой обогащают внутренний мир детей, помогают им полнее реализовать себя, свои представления о красоте. Осуществляется в ходе посещения художественных выставок, конкурсах рисунка, через беседы о народных промыслах.
Ценностно-ориентированная деятельность.
Ее своеобразие в том, что она носит развитой характер, присутствуя и в учебной, и в трудовой деятельности, в свободном общении и в других видах деятельности. Ее назначение — создавать определенные связи с явлениями окружающего мира, формировать внутреннюю позицию личности по отношению к высшим ценностям. Отсюда ее содержанием будут наивысшие ценности общества: человек, труд, красота, Родина, истина и т.д. Высказывая свои оценки, аргументируя педагогические требования, мотивируя деятельность детей, привлечь их внимание к ценностям общества, формируем отношение к общечеловеческим ценностям, ориентируем детей на эти ценности, даём возможность ребенку взглянуть на самого себя, на своих товарищей, свою семью, объективно оценить свои взаимоотношения с окружающими.
Разнообразные формы ценностно-ориентировочной деятельности делают информацию о высших ценностях эмоционально окрашенной. Информация может содержать элементы диалога, дискуссии, наталкивать на собственные размышления о сути ценностей. Формы практической деятельности (этические беседы, беседы о бережном отношении к живой природе, беседы о символах государства, истории края и др.) помогают вычленить объект отношения, встать на сторону добра, ориентируясь на социально ценные отношения.
Физкультурно-спортивная (оздоровительная) деятельность
Формирует отношение к своему организму, здоровью, здоровому образу жизни. Умелая организация физкультурно-спортивной деятельности украшает жизнь детского коллектива веселыми подвижными играми, гимнастическими и ритмическими, спортивными праздниками, эстафетами. В режиме «Школы развития» она складывается из таких видов, как физкультурные минутки на занятиях, спортивный час на открытом воздухе, прогулка, экскурсия, игры в помещении, игры и развлечения на прогулках, беседы о здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- Формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, правильной самооценки.
- Формирование готовности и способности обучающихся к самообразованию, саморазвитию, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, умение анализировать свои поступки.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для поддержания самостоятельности и укрепления здоровья.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной практике.
Познавательные:
- Уметь ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.
- Научить осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;
- Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Работать с информацией.
Регулятивные:
- Научить соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
- Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- Проявлять инициативу и самостоятельность.
- Овладение начальными навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные:
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
- Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Цели и задачи режимных моментов в «Школе развития»:
Режимные моменты |
Основные воспитательные задачи и направления деятельности |
Прием детей в группу |
Коррекция внешнего вида, поведения, позитивный настрой учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Формировать у учащихся положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения. |
Прогулка |
Восстановление сил, работоспособности, закаливание организма. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях. Учить детей понимать взаимосвязи в природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать умение видеть красоту природы. Активизировать и расширять словарный запас. |
Обед
|
Развить навыки самообслуживания, навыки культуры поведения за столом. Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания. Следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований. |
Самоподготовка |
Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания; научить пользоваться словарями, дополнительной литературой, работать с библиотекой. |
Клубный час, развивающие занятия, кружки |
Развитие познавательных потребностей, индивидуальных склонностей, способностей, интересов. |
Подведение итогов дня |
Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться. Учить правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, делать выводы. |
Индивидуальная работа с дежурными |
Развивать ответственность и самостоятельность, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в классе. Учить быть внимательными к указаниям взрослых, выполнять их просьбы. |
Основные формы работы:
- Конкурсы
- Праздники
- Беседы
- Викторины
- Литературное чтение
- Экскурсии
- Практические занятия
- Дидактические игры, презентации
- Выставки
- Кружки
РЕЖИМ РАБОТЫ группы кратковременного пребывания («Школа развития»)
2 смена |
13.00 – 13.20 –Приём детей в «Школу развития» |
13.20-14.00 -Подвижные игры |
14.00 -14.30 - Обед |
14.30 -16.00 - Внеурочная деятельность, занятия в кружках. |
16.00 -16.40 - Подвижные игры, викторины, конкурсы, клубные часы, прогулка на свежем воздухе. |
16.40-17.00 – Подведение итогов дня, приведение рабочих мест в порядок, дежурство по группе, уход домой |
Режим работы: 5 дней в неделю
Итоговый контроль в формах:
- Выставки, конкурсы, соревнования;
- Участие в театрализованных сценках, диалогах;
- Иллюстрирование, выразительное чтение;
- Публичные выступления ребёнка;
- Презентация проектов;
- Знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
Кружки.
Литературная гостиная – 1 раз в неделю
«Музыкальная капель» – 1 раз в неделю
«Проворные пальчики» – 1 раз в неделю
Робототехника– 1 раз в неделю
Английский язык – 2 раза в неделю
Тестопластика– 2 раза в неделю
Логопед– 4 раза в неделю
Психолог – 5- раз в неделю
Танцевальный – 1 раз в неделю
Моя биология– 1 раз в неделю
Бумагопластика– 1 раз в неделю
«Я - исследователь» – 1 раз в неделю
«Рукоделие» – 2 раза в неделю
«Волшебная кисточка» – 1 раз в неделю
Календарно-тематическое планирование работы воспитателя в Школе развития
№п\п |
мероприятие |
1 |
Выборы актива группы. |
2 |
Оформления уголка ГКПД. Подвижные игры на площадке. |
3 |
Правила поведения в группе кратковременного пребывания детей. Правила поведения в столовой. |
4 |
Рисование осенних листьев. Беседы по предупреждению несчастных случаев на улице и дома. |
5 |
Советы Айболита «Как беречь здоровье…» |
6 |
Русский язык с увлечением. «Час загадок». |
7 |
Викторина« Волшебные сказки». |
8 |
Изготовление аппликации «Золотая рыбка» |
9 |
Беседа «Как я провёл каникулы?» |
10 |
Весёлая математика. Настольные игры – пазлы. |
11 |
Викторина «О братьях наших меньших». |
12 |
Беседа о дружбе. Игры с конструктором «Лего» |
13 |
Азбука юного пешехода «Красный, желтый, зеленый». Рисуем дорожные знаки |
14 |
Наблюдение « Как падает снег?» Рисование снежинок. |
15 |
28 ноября – «День матери!» Конкурс рисунков «Мама! Мамочка моя». |
16 |
Беседа – диалог « Вежливы ли вы?» Правила хорошего тона «Не кричите слишком громко, тише можно говорить». |
17 |
Конкурс рисунков «Зима - волшебница». |
18 |
Лепка фигур из снега. Клубный час. Загадки «Зимушки-зимы» |
19 |
Изготовление новогодних украшений из бумаги. |
20 |
Изготовление приглашения на ёлку. |
21 |
Беседа о личной безопасности во время зимних каникул. |
22 |
Чтение книг Николая Носова. |
23 |
Санитарная уборка в классе. |
24 |
«Моё свободное время».(беседа – диалог) |
25 |
Урок здоровья. Глаза - главные помощники человека. |
26 |
Математическая игра «Раскрась картинку» |
27 |
Традиции, обычаи и праздники русского народа (Рождество Христово, Крещение, Гадание на Руси.) |
28 |
Викторина «Загадки зимы» |
29 |
Конкурс на лучшего снеговика. |
30 |
Аппликация (обрыванием)- «Зима» |
31 |
Викторина «На загадку – есть отгадка» |
32 |
ОБЖ «Чтобы компьютер был другом» |
33 |
Ребусы и кроссворды |
34 |
12-18февраля. Русские народные обычаи и праздники - Масленица |
35 |
Развитие речи. Игры «Назови одним словом» |
36 |
Конкурс «А ну-ка, мальчики!» |
37 |
Клубный час «Если добрый ты…» |
38 |
Изготовление поздравительной открытки к 8 марта |
39 |
Конкурс «А ну-ка, девочки |
40 |
Детское чтение: произведения Э.Успенского |
41 |
«О друзьях и дружбе», «Человек без друзей, что дерево без корней» |
42 |
«Лакомств – 1000,а здоровье одно!» |
43 |
«Следи за своим поведением сам» |
44 |
«Словарь вежливых слов» |
45 |
Беседы «Одевайся по сезону». 1 апреля — Международный день птиц |
46 |
«Как правильно отдохнуть» |
47 |
Клубный час «Первые космонавты» Рисунки на тему «Космос и мы» |
48 |
Урок занимательного труда. Аппликация на тему «Полёт на другую планету». |
49 |
«Признаки весны» |
50 |
«Спорт - залог здоровья» Подвижные игры на площадке. |
51 |
Правила общения «Слово веселит, слово огорчает». |
52 |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» |
53 |
Беседа, посвященная блокаде Ленинграда |
54 |
Рисунки на асфальте. Рисование любимого сказочного героя. |
55 |
Подвижные игры на свежем воздухе. |
56 |
Мы - пешеходы |
57 |
В гостях у «Мойдодыра.» Моё и наше (о бережном отношении к общественному имуществу). |
58 |
«Вот и стали мы на год взрослей» |
59 |
Подвижные игры на свежем воздухе. |